Номер 50 (588), 14.12.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


МОШЕННИКИ.

КВИТКО, КАШИН И БЕЗСОНОВ

(Вторая половина 70-х годов)

(Окончание. Начало в № 49.)

Но на беду Квитко следователь Бельский обладал врожденным талантом сыскаря. Он раскопал, что ветеран Квитко после отбытия наказания в лагерной зоне в 1943 году был направлен в пехотное училище города Алчевска. Но и там он проявил свои воровские таланты, украв в училище казенные одеяла. На черном рынке во время их продажи его арестовал военный патруль, потом исключили из училища и отправили в штрафную роту на Волховский фронт. Однако в октябре 1943 года по пути на фронт Квитко убежал и превратился в разыскиваемого злостного дезертира. Чтобы скрыться от закона, он присвоил фамилию Степанов и легенду дважды раненого, контуженного ветерана, героя войны. Тридцать лет он жил под чужим именем и с чужой биографией. За это время он получил около 20 тысяч рублей дополнительной персональной пенсии.

Но следователь Бельский вывел Квитко на чистую воду. Медицинская комиссия определила, что никаких ранений у Квитко никогда не было, а все его документы поддельны. Так уважаемый одессит – персональный пенсионер республиканского значения был разоблачен как ловкий мошенник. Однако остались вопросы к различным врачебным, пенсионным комиссиям, паспортисткам, которые оформили афериста как героя.

Еще одна история связана с расхитителем советской собственности – завскладом Центрального универмага Петром Яковлевичем Кашиным. Этот субъект действовал по сценарию известной комедии "Операция "Ы". С несколькими своими приятелями он инсценировал ограбление товаров со склада универмага на круглую сумму в 50 тысяч рублей (при средней зарплате советского человека в 100 руб.). И как в комедии, практически ничего уже не надо было вывозить, все было вывезено ранее, причем отбирался лучший товар.

Следственная группа установила, что Кашин уже ранее проделывая подобный фокус с самовозгоранием – пожаром склада промтоваров, где он также работал заведующим, он находился под следствием, однако тогда сумел выкрутиться. История конца 60-х забылась, и Кашин, отсидевшись, продолжил свои махинации. Из склада универмага были похищены дефицитные телевизоры, радиотовары, обувь, одежда. Интересно, что через три месяца эти товары стали всплывать в других одесских магазинах, где у Кашина оказались надежные подельники. По делу Кашина были арестованы 9 человек, из них два директора и три замдиректора одесских магазинов и один директор магазина в Измаиле.

Раскрыта группа расхитителей на Дмитриевском винном пункте во главе с заведующим Владимиром Безсоновым. Ловкие аферисты произвольно завышали градус в виноматериале и занижали его в готовом вине. Создав большой излишек чистого спирта – 6-7 тон в сезон (700 декалитров), аферисты продавали его по всем весям Одесской области, в Одессе, Арцизе, Килие.

Интересно, что в небольших райцентрах этот спирт продавали работники дошкольных учреждений. Так, в доме одной работницы детского сада было изъято 100 литров ворованного чистого спирта.

Во второй половине 70-х годов в Одессе начались гонения на так называемых спекулянтов. В декабре 1976 года по решению горсовета Одессы был закрыт толчок, разогнаны группы спекулянтов у магазинов "Каштан" и "Черноморский", проведены облавы в санаториях и домах отдыха, руководил акциями начальник БХСС Иван Лупу.

Необходимо оговориться, что большинство пойманных спекулянтов были одесскими моряками и их женами, которых лишили легальной продажи привезенных вещей или чеков через толкучку. Эта была трагедия для тысяч и тысяч продавцов, что кормили свои семьи с помощью толкучки. А сколько покалеченных судеб, запретов на заграничные плавания принесли эти гонения! Мелких спекулянтов, стремившихся улучшить свою жизнь с помощью фарцовки, также трудно обвинять в преступлении, студентам-фарцовщикам нужно было как-то выживать, ведь они получали стипендию всего 30 руб. Понятно, что эти частные предприниматели не платили налогов и этим раздражали государство, которое не могло обеспечить всех качественными товарами или хотя бы проконтролировать их распределение.

Директоров баз, магазинов, торгов – вполне респектабельных советских граждан, создававших искусственный дефицит и на спекуляции строивших себе особняки и покупавших машины, стоит вспомнить. Именно это и была вершина пирамиды, формировавшая спекуляцию. Клан директоров и заведующих вместе с теневиками-цеховиками к концу 70-х уже составил новую советскую элиту, накопившую колоссальные денежные средства.

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик,
В. САВЧЕНКО, доцент.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка